Порядок осуществления допороговых закупок

Пользователи электронной системы ProZorro начинают осваивать нововведения и никак не составят понятной для себя «картинки». Не понимают, что, как и почему им нужно делать при осуществлении допороговых закупок. Поэтому дальше, минуя сухую юридическую лексику, но не отказываясь от правового механизма, мы заполним пробелы в их знаниях, чтобы помочь рядовым заказчику и участнику отследить «диаграмму» допороговых закупок.

Порядок осуществления допороговых закупок - правила работы электронной системы закупок

Заказчику прежде всего необходимо понять, что все закупки делятся на две большие части - допороговые и надпороговые закупки. Ключевая разница в том, что допороговые не подпадают под действие Закона Украины «О публичных закупках», их проводят по довольно гибкими правилами. Заказчик сам определяет, какой перечень документов участники должны предоставить для участия в торгах. Но и в первом, и во втором случаях являются фиксированные сроки на вопрос, представление предложений и обжалования, поэтому для успешного проведения закупки важно выполнять все вовремя.

Предложенный Приказом № 35 механизм проведения допороговых закупок заложено в электронную систему. Именно на правах администратора электронной системы закупок ГП «Внешторгиздат Украины» (ныне - ГП «Прозорро») и разработало Порядок № 35 для пользователей, которые хотят с целью достижения экономии при осуществлении соответствующей закупки использовать электронную систему ProZorro соответствии с установленными Приказом № 35 правил работы системы. Порядок осуществления допороговых закупок (правила работы системы) закреплено администратором веб-портала ProZorro в одноименном Приказе №35, а использование этого документа является обязательным условием проведения допороговых закупок через электронную систему. Итак, надеемся, что в вопросе, для чего именно существует Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 №35, мы разобрались.

По каким условиям используют Порядок осуществления допороговых закупок?

Выше уже было сказано, что Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2016 № 922-VIII не регулирует механизма осуществления допороговых закупок и не содержит понятия «допороговых закупка». Именно в Приказе № 35 приведен данный термин и предоставлено его определения, а именно определение термина «допороговых закупка» не содержит нижних предельных ценовых пределов.

В то же время Приказом № 35 определены низкий (предельный) стоимостный порог ожидаемой стоимости предмета закупки, который может установить заказчик чтобы провести закупку с применением электронной системы закупок: Ожидаемая стоимость закупки не может быть меньше 3000 гривен (абзац третий подпункта 6.4 Приказа № 35).

Приказ № 35 устанавливает стоящее ограничения ожидаемой стоимости предмета закупки. Чтобы осуществить закупку с использованием электронной системы закупок, ее ожидаемая стоимость должна равняться 3000 гривен или быть больше 3000 гривен. Кроме этого, использовать электронную систему ProZorro для конкурентного отбора поставщика могут другие заинтересованные субъекты на добровольных началах. Такое право дает им администратор электронной системы закупок.

В чем отличие между Порядком осуществления допороговых закупок, утвержденным приказом ГП «Внешторгиздат Украины» и Порядком осуществления допороговых закупок, утвержденным внутренним распорядительным документом организации?

Заказчики и участники часто не совсем понимают, для чего и как применять Порядок осуществления допороговых закупок (Приказ ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16 № 35), и есть ли отличие между этим Порядком и порядками, положениями и рекомендациями по осуществлению допороговых закупок, действующих в организациях заказчиков.

Также администратор этим Порядком осуществления допороговых закупок закрепил за собой возможность внесения изменений в него в одностороннем порядке (о чем говорилось выше в данной статье). То есть если ГП «Прозорро» решит изменить регламент, усовершенствовать или предложить другой функционал, то пользователям (заказчикам, участникам, тем, кто закупает через электронную систему на добровольных началах) придется принять соответствующие изменения и использовать их в работе.Часто у заказчиков возникает вопрос относительно того, могут ли они вносить изменения в Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденного приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16. №35. Нет, они этого делать не могут, и выше объяснено почему. Зато при желании для урегулирования своей закупок в электронной системе закупок заказчик может разработать и утвердить свой собственный внутренний документ (например, «Положение об осуществлении допороговых закупок», «Порядок проведения допороговых закупок» и т.п.) и утвердить его приказом руководителя организации. В нашей стране такие действия заказчика является его правом, а не обязанностью. В то же время заказчика может обязать разработать локальное положение о порядке проведения торгов через электронные системы его орган управления. Некоторые заказчики уже разработали и используют или разрабатывают такое положение. В некоторых случаях заказчик вправе самостоятельно решать, утверждать ему такое Положение / Порядок / Регламент в своей организации. При таких обстоятельствах возникает вопрос: если не обязательно, то зачем вообще что-то делать? Действительно, в должностных лиц заказчика [которые (по старой схеме) выполняют свои прямые служебные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией] внеплановые поручения руководства, задача нормализовать работу учреждения.

Кроме этого, такие действия позволят самим работникам усовершенствовать для себя механизм применения допороговых закупок. Например, в данном внутреннем распорядительном документе заказчик может / вправе, но не обязан зависимости от собственных потребностей / специфики по своему усмотрению зафиксировать:

• стоимостные пределы ожидаемой стоимости предмета закупки, при которых он будет осуществлять соответствующую допороговых закупку с использованием электронной системы закупок и при каких осуществлять такую ​​закупку в результате заключения прямого договора без применения электронной системы;

• определить виды товара (товаров), услуги (услуг) и работ, потребность в которых для организации обеспечивают исключительно в результате заключения прямого договора;

• конкретизировать срок проведения периода квалификации участника с учетом сроков, предусмотренных пунктами 9.4 и 9.5 Приказа № 35, а именно: заказчик обязан завершить закупку подписанием договора или отменой закупки в течение 30 дней после окончания срока подачи предложений, ведь самым Приказом:

• предусмотреть возможность заключения прямого договора, если был дважды отменен допороговую процедуру из-за отсутствия участников;

• указать, каким образом заказчик отражать технические, качественные требования к предмету закупки и т.д. (возможно, это будет документация допороговой закупки, общая спецификация или этот документ будет иметь другое название)

• отметить, что во время проведения допороговых закупки с использованием электронной системы закупок заказчик одновременно с объявлением размещает документацию допороговых закупки, проект договора;

• конкретизировать сроки уточнений, представление предложений участниками, сроки заключения договора о закупке;

• позволить участникам догружать в систему документы, которых не хватает, уже после проведения аукциона, ограничив такую ​​возможность временными промежутками;

• установить для победителя обязанность предоставить документы, которые он подал в систему в составе предложения, также в бумажном виде;

• установить перечень документов, предоставляемых только победитель закупки. Мы предложили вашему вниманию лишь примеры положений, которые можно зафиксировать в регламенте использования электронной системы закупок при осуществлении допороговых закупок, утвержденном распорядительным документом.

Мы уже рассказали в данной публикации, вопросы проведения допороговых закупок не регламентировано Законом Украины «О публичных закупках». Поэтому заказчиков и участников беспокоит степень ответственности при осуществлении таких закупок. Приказ ГП «Внешторгиздат Украины» № 35 является локальным актом упомянутого государственного предприятия, а не нормативно-правовым актом, поэтому установление степени ответственности не входит в компетенцию государственного предприятия. Ответственность за нарушение Порядка осуществления допороговых закупок для пользователей электронной системы закупок может наступить только в том случае, если такую ​​ответственность закреплено на законодательном уровне. Однако использование этого документа является обязательным условием осуществления закупок через электронную систему закупок. На данном этапе внедрения электронной системы закупок при осуществлении допороговых закупок говорится о наступлении административной ответственности по ст. 16414 КУоАП за несоблюдение должностным лицом (уполномоченным лицом) заказчика порядке обнародования документов в сфере публичных закупок.

Ирина Антонова,

специалист в сфере публичных (государственных) закупок

Журнал «Советник в сфере государственных закупок»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1