Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения cу6ьектов сферы публичных закупок по определению предмета закупки сообщает.
Закон Украины "О публичных закупках" (далее - Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной общины.
Об изменениях, внесенных в Порядок определения предмета закупки
В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 1 Закона предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном уполномоченным органом. Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 №454 (далее - Порядок).
В то же время 17.01.2017. вступил в силу приказ Mинэкономразвития от 19.12.2016. №2092 «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки», согласно которому предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 17 i 32 части первой статьи 1 Закона и на основе национального классификатора Украины ДК 021: 20 15 "Единый закупочный словарь", утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 №1749 (далее - Единый закупочный словарь), по показателю четвертой цифры основного словаря с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.
Ocновной словарь Единого закупочного словаря базируется на системе кодов, имеющих иерархическую структуру и состоящих из девяти цифр. Группы цифр, в свою очередь, отвечают наименованию, описывающий товары, работы i услуги, которые составляют предмет договора. Код состоит из 8 цифр, сгруппированы следующим образом:
- первые две цифры определяют раздел (XX00000O - Y);
- первые три цифры определяют группу (XXX00000 - Y);
- первые четыре цифры определяют класс (XXXX0000 - Y);
- первые пять цифр определяют категорию (XXXXX000-Y).
Последние три цифры кода дают большую степень детализации в пределах каждой категории
Таким образом, предмет закупки товаров и услуг со дня вступления в силу вышеупомянутого приказа о внесении изменений в Порядок определяется заказчиком по показателю четвертой цифры с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.
В свою очередь, в случае если предмет закупки не имеет в иерархической структуре Единого закупочного словаря соответствующего кода, в электронной системе закупок технически реализована возможность избрания заказчиком показателя "99999999-9 - не определено" с возможностью введения предмета закупки вручную в текстовом поле. При этом следует учитывать, что заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона (часть 7 статьи 2 Закона).
Касательно закупки лекарственных средств
Согласно Порядка (с изменениями) при осуществлении закупки лекарственных средств предмет закупки определяется по показателю третьей цифры Единого закупочного словаря с указанием в скобках международнoго непатентованного названия лекарственного средства (далее - MHH). В случае, если предмет закупки лекарственных средств содержит два и более лекарственных средств, заказчиком в скобках указывается MHH каждого лекарственного средства. Заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лота) по MHH, по форме выпуска, за дозировкой, по объему и / или по месту поставки лекарственных средств.
Указанные изменения в Порядок инициированы и предложены Министерством здравоохранения Украины, согласно Положению о Министерстве охраны здоровья я Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2015 №267, является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфеpе создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств.
В связи с этим, указания международного непатентированого названия лекарственного средства в конкретных случаях предлагаем обращаться к вышеупомянутому центрального органа исполнительной власти.
Касательно закупки услуг текущего ремонта
В соответствии с Порядком (с изменениями) при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, здании, сооружении, линейном объекте инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии государственных строительных норм ДБН A.2.2-3: 2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство", утвержденных приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 04.06.2014 №163, и / или отраслевых строительных норм ГБН Г.I-218-182: 2011 Peмонт автомобильных дорог общего пользования . Виды peмонтов и перечни работ", утвержденных приказом Государственной службы автомo6ильних дорог Украины от 23.08.2011. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с Единым закупочного словаря.
Таким образом, поскольку предмет закупки услуг по текущему ремонту определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, заказчик самостоятельно выбирает соответствующий показатель Единого закупочного словаря для указания в скобках.
Касательно отражения пpeдмeта закупок в годовом плане закупок и приложении к нему
Согласно части 1 статьи 4 Закона закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, приложение к годовому плану и изменения к нему бесплатно публикуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения.
Форма годового плана закупок утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 №490 (далее - Приказ).
Исходя из содержания пункта 2 Приказа, формами документов в сфере публичных закупок утверждены обязательные noля, чтo заполняются заказчиком в электронной системе закупок, путем внесения в них имеющейся информации, при этом приложение к годовому плану закупок составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.
Так, при заполнении формы годового плана закупок и приложения к нему, заказчиком вносится информация о кодах соответствующих классификаторов предмета закупки (при наличии). При этом процедуры закупки, начатые по предмету закупки, определенным в соответствии с Порядком до внесения изменений, которые вступили в силу 17.01.2017, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу приказа Минэкономразвития от 19.12.2016. № 2092.
Вместе с тем определение и отражение в годовом плане и приложения к нему предмета закупки с 17.01.2017. осуществляется заказчиком с соблюдением Порядка с изменениями.
Стоит также отметить, что частью 1 статьи 4 Закона предусмотрена возможность внесения изменений в годовой план закупок / приложении к годовому плану. При этом форма внесения изменений в годовой план закупок / приложении к годовому плану, периодичность и характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, ориентировочного начала процедуры закупки и т.п.) законодательством не определены и не ограничены.
Касательно определения предмета закупки и условий применения переговорной процедуры закупки на основании пункта 4 части второй статьи 35 Закона
Согласно части 1 статьи 35 Закона переговорная процедура закупки - это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 35 Закона переговорная процедура закупки применяется заказчиком в виде исключения в случае, если заказчиком было дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к учacтникам не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации.
Так, частью 2 статьи 22 Закона установлено, что тендерная документация должна содержать в том числе Информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (в случае необходимости планы, чертежи, рисунки или описание предмета). При этом техническая спецификация должна содержать: детальное описание товаров, работ, услуг, закупаемых в том числе ихние технические и качественные характеристики; требования по техническим и функциональным характеристикам предмета закупки в случае, если описание составить невозможно или если целесообразнее отметить такие показатели; ссылки на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с товарами, работами или услугами, которые закупаются, предусмотренные существующими международными a6o национальными стандартами, нормами и правилами.
Наряду с этим, формы документов в сфере закупок, утвержденные Приказом, содержащие информацию о конкретном названии предмета закупки и коды соответствующих классификаторов предмета закупки (при наличии).
В свою очередь, поскольку целью Закона является, в частности обеспечения эффективного и пpoзрачноro осуществления закупок, в случае если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, по предмету закупки, определенным в соответствии с Порядком до вступления в силу изменений, и при этом такой предмет закупки по конкретному названию, техническими и качественными характеристиками, а также требованиям к участнику не отличаются от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации, заказчик может применить переговорную процедуру закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 35 Закона, указав в формах соответствующий показатель Единого закупочного словаря согласно Порядка с изменениями.
В то же время выбор процедуры закупки в конкретных случаях осуществляет тендерный комитет или уполномоченное лицо заказчика в соответствии со статьей 11 Закона, несут персональную ответственность в части принятых решений, исходя со содержания статьи 38 Закона.
Вместе с тем отмечаем, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно peкомендательный и информативный характер.
Директор департамента регулирования государственных закупок Mинистерства экономического развития и тоpговли Украины
Александр СТАРОДУБЦЕВ