Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Блоги (RU)

Какие квалификационные критерии может устанавливать заказчик для участников публичных закупок

вкл. .

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.15. №922-VIII (Закон о публичных закупках) заказчик требует от участников предоставления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям, определенным ч. 2 этой же статьи Закона:

  • наличие оборудования и материально-технической базы;
  • наличие сотрудников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;
  • наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

Следует отметить, что заказчик может устанавливать один или несколько из перечисленных квалификационных критериев.

Из перечня квалификационных критериев исключено критерий «наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам)».

Теперь также заказчик может требовать информацию о наличии документального подтвержденного опыта лишь одного аналогичного договора, а не подтверждение как минимум двух аналогичных договоров.

Статья 30 Закона о публичных закупках определяет, что в случае несоответствия квалификационным (квалификационном) критериям, установленным ст. 16 данного Закона, заказчик отклоняет такое ​​тендерное предложение участника. В свою очередь, ст. 18 Закона предусматривает возможность обжалования принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие участников квалификационным критериям.

Критерий наличия оборудования и материально-технической базы

Самым популярным способом подтверждения наличия у участника оборудования и материально-технической базы является составленная им справка в произвольной форме, содержащая информацию о том или ином оборудовании, помещении, других основных средствах и др. Многие тендерные документации заказчиков содержат требование о предоставлении справки по форме, установленной самим заказчиком. Такой подход часто облегчает жизнь как участникам, так и заказчикам. Ведь в форме такой справки указывается, какую информацию о материальной и технической базе участника заказчик предпочел бы видеть.

Здесь важно не нарушать закон, чтобы информация с этой справке не была дискриминационной по отношению к другим субъектам хозяйствования. Иначе есть большой риск обжалования дискриминационных требований заказчика (решение Антимономольного комитета Украины 1361-р / пк-ск от 31.10.14.).

Суть дела такова. В форме справки заказчик предусмотрел предоставление информации относительно года изготовления и балансовой стоимости оборудования. Участник вынужден был подать жалобу в АМК, поскольку не на всю свою материально-техническую базу он смог определить год изготовления и балансовой стоимости. Требование о предоставлении вышеуказанной информации в справке ограничивает круг участников только теми субъектами хозяйствования, которые имеют информацию относительно года изготовления и балансовой стоимости оборудования и т.д., которое указано в справке о наличии в участника оборудования и материально-технической базы. Поэтому АМК вынес решение в пользу участинка, поскольку заказчик нарушил такие принципы осуществления закупок, как: недискриминация участников, добросовестная конкуренция среди участников.

Критерий наличия сотрудников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт

В подтверждение наличия сотрудников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, заказчик может требовать от участника предоставления справки в произвольной форме, справки по установленной заказчиком форме, а также копий других документов, подтверждающих квалификацию сотрудников (копии дипломов, сертификатов, допусков, трудовых книжек и т.д.).

Основания для обжалования

На практике заказчики часто требуют предоставления копии паспорта и / или идентификационного кода сотрудников, задействованных в производстве. А поскольку не все сотрудники участника соглашаются на обработку своих персональных данных, это лишает самого участника права принять участие в закупке, поэтому дискриминирует его и дает полное право обжаловать такое требование заказчика.

Указав документы, которыми участник может подтвердить наличие сотруднников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт, нужно четко указать, какие именно документы, какой формы, срока действия требует заказчик.

Интересным в этом контексте является решение АМК № 542-р / пк-ск от 22.03.16. Фабула дела такова - участник жаловался на неправомерное отклонение заказчиком путем предоставления копий личных медицинских книжек на сотрудников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, по форме старого образца, которя утратила силу и является недействительным. Однако документация заказчика не содержала требований к форме предоставления медицинских книжек сотрудников, а потому предложение данного участника было неправомерно отклонено заказчиком.

Критерий наличия документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора

Актуальными для подтверждения участником наличия документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора являются справки в произвольной форме и справки установленной заказчиком формы.

Заказчик также вправе требовать от участника копии договора и документов о его выполнении (акты, накладные). Причем, предоставленные документы о выполнении договора должны быть представлены на всю сумму договора. Так, например, АМКУ было принято решение не в пользу участника, который предоставил копии актов приема выполненных строительных работ на сумму, меньшую суммы договора (решение 1505-р / пк-ск от 31.08.15.).

Одним из вариантов документального подтверждения наличия опыта выполнения аналогичного договора является письмо-отзыв (письмо-подтверждение) от контрагента, с которым сотрудничал участник.

Практика обжалования требований заказчика

Как показывает практика обжалования в АМКУ, требования заказчиков по данному квалификационному критерию является едва ли не самым оспариваемыми. Самые распространенные ошибки заказчиков при установлении требований к документальному подтверждению опыта выполнения аналогичного договора:

  • сужение периодов выполнения аналогичного договора;
  • чрезмерная конкретизация предмета аналогичного договора;
  • ограничение круга заказчиков (распорядителями государственных средств);
  • предоставление определенного количества договоров (например, не менее четырех);
  • установление минимальных ценовых границ аналогичного договора (например, предоставление копии аналогичного договора на сумму не менее 1 млн грн).

Предоставление приложений к договору

Когда в договоре есть приложения, они должны также быть предоставлены участником, потому что являются неотъемлемой частью договора. В случае их предоставления заказчик обязан отклонить такое предложение участника. Подтверждением этого является решение АМКУ №332-р / пк-ск от 13.03.13. В этом деле предложение участника было правомерно отклонено, ведь в составе предложения участника отсутствуют указанные в договоре приложения.

Требование о предоставлении копий подтверждающих документов

Дополнительно с предоставлением той или иной справки заказчик может также прописать в тендерной документации документы, которые могут подтвердить соответствие участника тому или иному требованию. Содержание информации, которую необходимо подтвердить, а также перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие указанным критериям, заказчик определяет самостоятельно, исходя из специфики предмета закупки.

Особенности определения квалификационных критериев для участников публичных закупок

вкл. .

Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (закон о публичных закупках) дает заказчикам право устанавливать определенные квалификационные критерии.

В каких ситуациях заказчик вправе устанавливать квалификационные критерии?

В ч. 3 ст. 16 Закона о публичных закупках, указано, что определенные заказчиком квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их таким критериям, указывают в тендерной документации и требуют при проведении переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Вместе с тем абз. 2 ч. 3 ст. 16 Закона определяет случаи, когда заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет перечень документов, подтверждающих соответствие этим критериям. Это касается закупок:

  • нефти, нефтепродуктов сырых;
  • электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению;
  • централизованного снабжения тепловой энергии;
  • централизованному снабжению горячей воды;
  • услуг по централизованному отоплению;
  • услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов;
  • телекоммуникационных услуг, в том числе трансляции радио- и телесигналов;
  • услуг по централизованному водоснабжению и / или водоотведения;
  • услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

В каком виде участнику следует подавать документы в подтверждение квалификационных требований?

В Украине действует электронная система закупок. Участники оформляют и подают документы в электронном виде через специализированные электронные площадки. Это правило также распространяется на документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям, установленным в тендерной документации. Участники загружают отсканированные документы, подтверждающие их соответствие квалификационным критериям, в отдельном файле.

Какие документы участники закупок вправе не подавать в составе своего предложения?

Довольно часто на практике заказчики закупок дополнительно требуют документы, не предусмотренные законодательством. Так же не редки случаи, когда отклоняют предложения участников, которые не предоставили в составе своих предложений востребованных документов из-за несоответствия условиям тендерной документации.

Следует помнить о ч. 4 ст. 16 Закона о публичных закупках, что документы, не предусмотренные законодательством для участников (юридических, физических лиц, в том числе физических лиц-предпринимателей), участники не подают в составе тендерного предложения, их не требуют при проведении переговоров (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Во избежание дискриминации участников по квалификационным критериям законодатель предусмотрел в абз. 2 ч. 4 ст. 16 Закона норму, что отсутствие документов, не предусмотренных законодательством для участников (юридических, физических лиц, в том числе физических лиц-предпринимателей), в составе тендерного предложения не может быть основанием для его отклонения заказчиком. Немало заказчиков включили данную норму в свои тендерные документации.

При этом документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям, не могут быть определены как конфиденциальная информация. Это означает, что участники, которые хотят обозначить определенные документы в своем предложении как конфиденциальные, должны принять во внимание эту норму.

Каким образом заказчик проверяет соответствие участника квалификационным критериям?

В ч. 1 ст. 27 Закона о публичных закупках предусмотрено, что раскрытие тендерных предложений с информацией и документами, подтверждающими соответствие участника квалификационным критериям, осуществляется автоматически электронной системой закупок сразу после окончания электронного аукциона. Согласно ч. 1 ст. 28 Закона, оценку тендерных предложений электронная система закупок проводит автоматически на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона. Рассмотрение тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации, в том числе квалификационным требованиям, заказчик осуществляет после оценки предложений, начиная с участника, предложение которого по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным.

Проверка соответствия участника квалификационным критериям при конкурентном диалоге обусловлена ​​тем, что эта закупка происходит в два этапа. Информацию о соответствии квалификационным критериям, определенным в тендерной документации, предлагается подать на первом этапе.

При применении переговорной процедуры предоставление информации о соответствии квалификационным требованиям требует (и проверяет) заказчик при проведении переговоров.

Для международных закупок существует несколько иной порядок проверки соответствия участника квалификационным критериям. Так, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуют в соответствии с положениями ч. 4 ст. 10 Закона, то раскрытие части тендерного предложения с информацией и документами, подтверждающими соответствие квалификационным критериям, осуществляется электронной системой закупок автоматически в день и время окончания срока подачи тендерных предложений, указанных в объявлении о проведении процедуры закупки.

Отчет в системе Прозоро о заключенных договорах при допороговых закупках

вкл. .

Закон Украины «О публичных закупках» (Закон) не обязывает закупать абсолютно все через систему электронных закупок Прозоро. Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 2 Закона в случае проведения закупок товаров, работ, услуг без использования электронной системы закупок, когда стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 части, заказчики обязательно публикуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 Закона.

Таким образом, Закон Украины «О публичных закупках» предоставляет заказчикам право выбора - заказчик может провести одно из двух действий:

  • электронную допороговую закупку;
  • заключить прямой договор и разместить отчет о заключенных договорах на электронной площадке в системе ProZorro.

Когда обязательно проводить допороговую электронную закупку

Вместе с отчетом о заключенных договорах заказчик должен обнародовать сканкопию договора о закупке (п. 4.1.1 приказа ГП «Внешторгиздат Украины» №35).

Стоит заметить, что отдельные категории заказчиков все-таки обязаны проводить все закупки через ProZorro на основании ведомственных нормативно-правовых актов. При наличии ведомственного правового акта об обязательном использовании электронной системы для всех закупок (допороговые и сверхпороговые) они проводятся только через электронную площадку. Так, согласно распоряжению запорожского городского головы «О проведении электронных закупок» от 16.02.16. №71 исполнительный орган городской власти, коммунальные учреждения, учреждения, предприятия, которые относятся к коммунальной собственности города Запорожье, обязаны применять электронную систему для допороговых закупок. Впрочем, это скорее исключение из общего правила.

В общем, существуют такие пороги для заказчиков:

  • товары и услуги - от 50 тыс. до 199, 999 грн.;
  • работы - от 50 тыс. до 1, 499, 999 грн.

Пороги для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования:

  • товары и услуги - от 50 тыс. до 999, 999 грн.;
  • работы - от 50 тыс. до 4, 999, 999 грн.

По каким договорам необходимо обнародовать отчеты о заключенных договорах?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минэкономразвития №3302-06/21890-07 от 15.07.16.. Так, приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 №490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» утверждена форма отчета о заключенных договорах. Согласно п. 15 отчета заказчики указывают цену договора и публикуют отчет о каждом заключенном договоре в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 Закона, в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки в договоре равна или превышает 50000 грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2, 3 этой части статьи Закона.

Подписание отчета о заключенных договорах электронной цифровой подписью

Согласно абз. 2 п. 2 приказа Минэкономразвития от 22.03.16. №490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок»: после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на нее накладывается электронная цифровая подпись. Электронная система закупок автоматически создает документ, который можно распечатать в случае необходимости.

Итак, перед размещением отчета о заключенных договорах заказчик должен получить электронную цифровую подпись лиц, которые будут размещать информацию в системе Прозоро.

Рекомендации

Во избежание возможных ошибок при работе с электронной площадкой при публикации отчета о заключенных договорах рекомендуем сначала провести эти действия в тестовом режиме. А уже потом разместить отчет в реальном времени.

Изменение существенных условий договора о закупке за государственные средства

вкл. .

В участников закупок часто возникают вопросы, как правильно поступить, когда цены на товары, услуги и работы постоянно меняются, как отразить эти изменения в условиях договора о государственной закупке,  какими документами это подтвердить и т.д..

Правовые основания внесения изменений в существенные условия договора о закупке за государственные средства

Согласно ч. 4 ст. 36 Закона Украины «О публичных закупках» (Закон) существенные условия договора о закупке нельзя менять после его подписания до выполнения сторонами своих обязательств в полном объеме, кроме установленных Законом случаев. При этом нормы этого Закона и Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины соотносятся между собой как специальные и общие, то есть приоритет имеют нормы закона как специального правового акта.

Прежде всего Закон содержит императивные нормы относительно:

  • наличия в составе тендерной документации проекта договора о закупке, содеращего порядок изменения условий договора;
  • внесение изменений в тендерную документацию;
  • внесение изменений в проект договора о государственной закупке;
  • заключения договора по результатам аукциона с победителем процедуры закупки;
  • изменения цены предложения участника при применении переговорной процедуры;
  • случаев и порядка изменения существенных условий договора.

При подготовке проекта договора о государственной закупке как в составе тендерной документации, так и при заключении договора в порядке переговорной процедуры заказчик должен предусматривать в условиях договора основания изменения существенных условий, порядок их применения, а также перечень документов в подтверждение необходимости применения этих изменений.

Судебная практика по вопросам внесения изменений в договоры о государственных закупках

Отсутствие в этом договоре оснований для изменения существенных условий - это основание для признания таких дополнительных соглашений недействительными. Об этом свидетельствует практика разрешения судами споров в сфере государственных закупок. Подтверждением этому является постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 27.04.16 по делу №910/27353/15. В ней выражена правовая позиция об отсутствии правовой возможности внести изменения существенных условий договора о государственных закупках в части изменения цен в связи с изменением курса валют при отсутствии в договоре условий о возможности внесения таких изменений. Обязательным условием внесения изменений в соответствии с ч. 4 ст. 36 Закона является возможность внесения указанных изменений в действующий договор закупки. Следует разграничить понятия «срок действия договора» и «прекращение обязательства исполнением». Как правило, стороны договора определяют срок его действия последним числом соответствующего календарного года. Исполнение обязательства является основным условием (способом) его прекращения. Надлежащее исполнение договора закупки прекращает обязательство. При указании в договоре срока действия его и действие необходимо связывать с выполнением договора. В связи с этим заключение дополнительного соглашения к договору о закупке о изменении его существенных условий в соответствии с ч. 4, 5 ст. 36 Закона касается исключительно действующего договора. Следовательно, суды отказывают в удовлетворении требований о заключении дополнительного соглашения в связи с невозможностью его заключения после исполнения договора.

Подписание договора о государственной закупке с отлагательным и отменительным условиями (обстоятельствами)

вкл. .

Как начинать процедуру закупок до момента, когда заказчику точно станет известно об утверждении финансирования? Каким образом оговорить в договоре момент возникновения и отмены обязательств в данном случае? Ответы на этот и другие вопросы мы дадим в этой статье.

Планирование и проведение процедур закупок, в том числе внесение предмета закупки в годовой план, определение ориентировочного начала проведения процедуры закупки для выделения соответствующего финансирования относится к полномочиям тендерного комитета или уполномоченного лица. Вместе с тем возникновение потребностей у заказчика и их финансирование не четко урегулированы законодательством в сфере публичных закупок.

Впрочем, распорядителям бюджетных средств необходимо обязательно учитывать положения Бюджетного кодекса, согласно которому запланировать возникновение обязательств можно при наличии бюджетных ассигнований.

Как заключить договор с отлагательным или отменительным (условием) обстоятельством

Согласно ст. 212 Гражданского кодекса (ГК) Украины, лица, совершающие сделку, вправе обусловить наступление или изменение прав, обязанностей обстоятельством, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, так называемое отлагательное обстоятельство. Лица, совершающие сделку, вправе обусловить прекращение прав, обязанностей обстоятельством, относительно которого также неизвестно, наступит ли оно (отменительное обстоятельство).

В заключенном договоре о закупке стороны также могут предусмотреть и оговорить отлагательное и отменительное обстоятельства (условия) на основании ГК Украины.

Отлагательное и отменительное (условия) обстоятельства в договоре о государственной закупке

Для обеспечения возможности начала закупочной процедуры в связи с необходимостью в предмете закупки заказчик может принять соответствующее решение и отобразить  ​​процедуру в годовом плане закупок на основании имеющейся информации и документов.

Договор о публичной закупке заключается в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины с учетом особенностей Закона «О публичных закупках». По общему правилу, условия этого договора не могут отличаться от содержания тендерного предложения победителя. Закон обязывает заказчика включать проект договора закупки в тендерную документацию, конкретизировать те условия, которые необходимо согласовать сторонам для дальнейшего подписания договора.

Исходя из положений ГК Украины, договор о закупке считается подписаным с условием в случае, когда стороны, обусловили таким условием наступления прав, обязанностей, возникающих не с момента совершения договора. Они связываются со временем наступления оговоренного договором обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит ли оно.

Определение отлагательного и отменительного (условий) обстоятельств в договоре государственных закупок

Договор о закупке считается подписаным с отменительным условием, если стороны договора обусловили прекращение прав и обязанностей. Стоит заметить, что права и обязанности сторон договора о закупке возникают с момента совершения договора, но подлежат прекращению в будущем с момента наступления отменительного условия.

Выполнение договорных обязательств осуществляется в согласованный сторонами срок. При этом, обуславливая отлагательное и отменительное обстоятельства, следует различать непосредственно условие и срок, который неизбежно наступит. Он может определяться конкретной календарной датой или определенным промежутком времени, или событием, о котором известно, что оно обязательно наступит. Здесь пригодится глава 18 ГК Украины, которая регулирует определение и правила расчета сроков.

Таким образом, на этапе подготовки тендерной документации и проекта договора заказчик может предусмотреть в проекте договора условие относительно наступления прав и обязанностей с отлагательным обстоятельством и / или обусловить их прекращения отменительным обстоятельством, если есть необходимость связать возникновение и прекращение прав и обязанностей сторон с определенным условием.

  • 1_sk
  • arma_logo
  • avenir-corporatio
  • baltia_druk
  • bank_kipru
  • cul
  • financial-initiative
  • fininiciativa
  • indar
  • infoton
  • interagro
  • konica-minolta
  • kt-logo
  • lavina
  • marketukraine
  • megapolis
  • mostobud
  • nextrealty
  • slavutich
  • tc-contact
  • tk
  • ua-news
  • ukr-exim-bank
  • vels-organic
  • venbest